Обычная версия сайта Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
  Здание Конституционного суда

Конституционный суд Республики Дагестан

Официальный сайт  
Версия для слабовидящих
 

Время работы

Конституционного Суда Республики Дагестан

понедельник - четверг
9:00 - 18:00

пятница
9:00 - 17:00

перерыв
13:00 - 13:48

 
Архив новостей
  1. << апрель, 2019 >>
  1. пн
  2. вт
  3. ср
  4. чт
  5. пт
  6. сб
  7. вс
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20
  21. 21
  22. 22
  23. 23
  24. 24
  25. 25
  26. 26
  27. 27
  28. 28
  29. 29
  30. 30
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5

Новости

  • 17.08.2016

    Во исполнение решения Конституционного Суда Республики Дагестан было внесено соответствующее изменение в действующее законодательство

    Постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 мая 2016 года № 1-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2.2.48 Республиканских нормативов градостроительного проектирования в связи с жалобой гражданки М.А. Рамазановой в части, устанавливающей, что при проектировании на территории малоэтажной жилой застройки расстояние от стен индивидуальных, блокированных и секционных жилых домов до ограждения земельного участка должно быть не менее 4,5 м, признано не соответствующим Конституции Республики Дагестан, поскольку принято с нарушением разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и в правоприменительной практике допускает возможность ограничения права собственности.   В его исполнение Правительством Республики Дагестан принято постановление от 9 августа 2016 г. № 235, которым в абзац второй пункта 2.2.48 Республиканских нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 января 2010 г. №14, внесено изменение, исключив слова «от стен индивидуальных, блокированных и секционных жилых домов до ограждения участка – не менее 4,5 м,».

    Читать полностью ››

  • 26.07.2016

    26 июля – День Конституции Республики Дагестан

    Председатель Конституционного Суда Республики Дагестан выступил с речью на праздновании национального праздника – Дня Конституции Республики Дагестан.   Уважаемые дагестанцы, дорогие гости!   Более четверти века назад в нашей тогда автономной республике в составе РСФСР началась конституционная реформа. Поскольку сегодня здесь много молодежи и гостей несколько слов о том полном драматизма времени. Последствия развала Советского Союза – крупнейшей супердержавы, могущество которой в значительной степени балансировало миропорядок, не могли не отразиться на обстановке в Дагестане. Наша республика с ее уникальным этническим составом и в силу геополитического расположения в полной мере ощутила на себе все прелести того времени. На этой площади, где мы ежегодно торжественно отмечаем национальный праздник – День Конституции Республики Дагестан, да и по всей республике в начале 90-х кипели страсти иного порядка. Накопившиеся проблемы, от этнических до бытовых, выплеснулись на периодически проводившиеся стихийные многотысячные митинги с требованием отставки и досрочных выборов всех властных структур. Многомесячные противостояния представителей народов, которые в 40-е годы прошлого века были репрессированы или депортированы, требовавших восстановления исторической справедливости, проблемы разделенных народов на юге и севере республики, массовый приток вынужденных переселенцев из Средней Азии, Грузии, соседней Чечни, полная экономическая блокада на протяжении ряда лет, митинги против руководителей районов и городов – это далеко не полный перечень проблем, которые приходилось решать властям. Возникли национальные движения, считавшие проблемы их народов самыми сложными и требовавшие их первоочередного решения. Как бывает в смутные времена разгулялся криминал. Происходил отстрел общественно-политических деятелей, который начался с убийства народного депутата Дагестана Магомеда Сулейманова. Немало было за эти годы попыток свернуть дагестанский народ с избранного пути, подорвать основы стабильности в республике, расколоть ее и ввергнуть дагестанцев в опасное противостояние. Но никому не удалось пошатнуть испытанные веками традиции и братство наших народов, их твердый исторический выбор – жить и развиваться в единстве со всеми народами многонациональной России. В этой обстановке дагестанцы заняли политически взвешенную позицию, проявили высокую ответственность за судьбу и будущее республики, смогли подчинить процесс разработки и принятия новой Конституции стратегическим интересам Дагестана и России, цели сохранения единства, мира и согласия в обществе. Описанная выше ситуация, конечно, отражалась и на работе конституционной комиссии, сформированной Верховным Советом республики. Представленные известными юристами и общественными деятелями проекты Конституции предлагали, в том числе, варианты федерализации Дагестана, формирования двухпалатного парламента, где депутатов одной из палат предлагалось избирать каждым народом отдельно и т.д. Звучали голоса о создании самостоятельной Горской республики совместно с соседними республиками. Руководство республики, рабочая группа конституционной комиссии смогли направить процесс работы над Конституцией в русло поиска компромиссных вариантов. Над редакциями отдельных норм работали месяцами, поскольку осознавали, что от решений, принятых в тот ответственный момент нашей истории без преувеличения зависело будущее Дагестана. Проект Конституции дважды выносился на всенародное обсуждение. По наиболее острым вопросам проводились многочисленные консультации, в том числе и с федеральными властями. Дагестану тогда было к кому обращаться. Уважаемый Рамазан Гаджимурадович, известный в России и за ее пределами государственный деятель, возглавляющий ныне республику, в то время руководил одной из палат Верховного Совета России и активно работал над Федеративным договором и проектом Конституции России и многое сделал для того, чтобы в Конституции Российской Федерации появилась статья 5, согласно которой республики в составе России – это государства, которые имеют свою Конституцию и законодательство. Тогда достаточно много было тех, кто требовал лишить республики государственности и сделать их административно-территориальными образованиями. Впервые в стране для принятия Конституции был созван специальный форум – Конституционное Собрание, которое состояло из более 220 депутатов Верховного Совета и стольких же представителей от районов, городов, пропорционально численности населения того или иного народа. Конституция Республики Дагестан открыла новую страницу в развитии государственности многонационального дагестанского народа, ознаменовала вступление республики на путь демократического развития. В ней отразились существенные перемены в общественно-историческом развитии и государственно-политическом устройстве страны, закреплены фундаментальные принципы демократии: правовое государство, разделение властей, гражданское общество, многообразие форм собственности. Человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. В то же время в Конституции были закреплены позиции, учитывающие исторически сложившуюся многонациональную специфику дагестанского общества. Отражением положительных изменений, которые произошли в стране благодаря взвешенной, активной внутренней и внешней политике, проводимой Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, стало принятие в 2003 году Конституции Дагестана в новой редакции. Последовательный курс федерального центра на эффективное управление и всемерное укрепление государства, обеспечение единого правового пространства страны и совершенствование федерального законодательства требовало введения ряда корректив в текст Основного закона республики. Новая Конституция учредила должность единоличного высшего должностного лица, определила новый порядок формирования Народного Собрания Республики Дагестан. Сегодня мы смело можем сказать, что Конституция Дагестана живет и работает. Курс, которым идет республика, понятен и предсказуем. То, что происходит сегодня на этой площади – это убедительный пример того, как реализуется статья 6 Конституции, по которой республика признает и уважает национально-культурную и историческую самобытность народов Дагестана, создает условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций. Форма одежды, выступающие здесь народные коллективы, оформление – все это отражает нашу самобытность. В рамках реализации конституционной нормы, гарантирующей свободу совести и свободу вероисповедания, по инициативе Главы республики на территории ранее закрытого высоким забором Дома Правительства возведены два храма, которые показывают, что для тех, кто хочет соблюдать религиозные каноны, созданы все условия и на территории госучреждений, да и на территориях самых малочисленных поселений и нет никакой нужды кому-то уходить в леса, в игилы и еще куда-то. Свидетельством реализации конституционных положений об идеологическом многообразии, о праве граждан на объединение, на свободные выборы и непосредственное участие в делах государства является то, что об участии в предстоящих выборах в Народное Собрание Республики Дагестан уже заявили 16 региональных отделений политических партий, которые выдвинули более двух тысяч кандидатов на 90 мест, а в трех одномандатных округах по выборам депутатов Государственной Думы выдвинуты 50 кандидатов. Уважаемые друзья! От имени Главы Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, Конституционного Суда Республики Дагестан – то есть от всех ветвей государственной власти – искренне поздравляю всех с национальным праздником – Днем Конституции Республики Дагестан и призываю каждого, болеющего сердцем и душой за будущее Дагестана, в меру своих сил и возможностей помогать руководству Дагестана  дальше вести республику в русле Конституции России и Конституции Дагестана сквозь пучину многочисленных вызовов времени. Только вместе, объединив усилия, мы убережем Дагестан, убережем Россию.   Счастья всем и благополучия!    

    Читать полностью ››

  • 09.06.2016

    9 июня, состоялась 63-я, заключительная сессия Народного Собрания РД пятого созыва.

    В Махачкале прошла заключительная сессия Народного Собрания пятого созыва. Парламентарии приняли в окончательном чтении 15 законопроектов, обсудили итоги деятельности Народного Собрания за 2011-2016 годы и утвердили дату выборов в республиканский парламент. На сессии присутствовали судьи Конституционного Суда Республики Дагестан. По традиции, спикер парламента Хизри Шихсаидов подвел   основные итоги работы депутатского корпуса, признав, что она была достаточно напряженной. Председатель парламента поблагодарил   за сотрудничество государственные структуры и общественные организации. Благодарность парламенту за проделанную работу выразил и Рамазан Абдулатипов. Он подчеркнул значимость реализованных задач и   необходимость   развивать этот опыт на всех уровнях.

    Читать полностью ››

  • 08.06.2016

    Омбудсмен Москалькова просит КС разъяснить право граждан оспаривать решения органов власти

        Фото с сайта www.spravedlivo.ru Недавно назначенная на пост уполномоченного по правам человека в России Татьяна Москалькова направила первое обращение в Конституционный суд РФ,  передает  "Фонтанка". Как подтвердили в аппарате омбудсмена, обращение Москальковой касается положения о невозможности рядовым гражданам России оспорить законы и распоряжения органов власти в суде. Как гласит новая редакция Кодекса административного судопроизводства, правом оспорить решения власти обладают только граждане, имеющие высшее юридическое образование. По мнению Москальковой, эта норма ограничивает право на доступ россиян к суду. Причиной подачи жалобы в КС стал случай жителя города Долгопрудный Московской области Евгения Трутнева. Он получил производственную травму и не согласился с размером компенсации, назначенной ему решением чиновников. Гражданин оспорил в суде одну из инструкций Министерства труда и социального развития. Суды нескольких инстанций, вплоть до Верховного суда, отказали в иске на основании положений статьи 55 Кодекса об административном производстве ("Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде") и статьи 208 ("Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим"). Отмечается, что предшественник Москальковой на посту уполномоченного по правам человека Элла Памфилова также направляла аналогичное обращение в КС. Оно было связано с делом общественного активиста из Челябинска Юрия Гурмана. Обращение Москальковой содержит просьбу объединить два дела в одно производство. Татьяна Москалькова назначена на пост омбудсмена в апреле 2016 года. Ранее она занимала пост депутата Госдумы. Экс-омбудсмен Элла Памфилова заняла пост председателя Центризбиркома. http://pravo.ru/news/view/129996/  

    Читать полностью ››

  • 30.05.2016

    Конституционный суд рассмотрит жалобу на механизм сделки со следствием

        Конституционный суд РФ Фото с сайта www.ksrf.ru Конституционный суд проверит на соответствие Основному закону нормы Уголовно-процессуального кодекса, которые позволяют использовать данные участниками досудебного соглашения со следствием показания в качестве свидетельских,  пишут  "Ведомости". В КС поступила жалоба жителя Вологды Дмитрия Усенко, который в 2014 году был осужден за сбыт наркотиков в составе ОПГ. На суде против заявителя были озвучены показания его сообщников, заключивших сделку со следствием. Эти показания были даны еще в ходе предварительного следствия, когда оба они допрашивались в качестве обвиняемых и подозреваемых. По мнению Усенко, подобная практика обходит конституционный запрет на использование доказательств, полученных незаконным путем: выступившие свидетелями лица не были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний и допрашивались без адвоката. Суды не усмотрели в этом процессуальных нарушений, отметив, что показания свидетелей неразрывно связаны с обвинением в отношении самого Усенко. Однако он убежден, что отсутствие в УПК норм, которые уточняют статус заключившего сделку со следствием по отношению к другим фигурантам процесса, приводит к нарушениям в процедуре допроса свидетелей на суде. Как напоминает издание, в КС уже не раз поступали жалобы на сделку со следствием. Например, в 2015 году один из фигурантов "болотного дела" Леонид Развозжаев пытался оспорить механизм сделки со следствием в той части, которая позволяет выносить приговор в отношении лица, заключившего сделку, прежде чем будут осуждены другие фигуранты дела. Тогда КС объяснил, что полученные с помощью сделки показания не имеют заранее установленной силы и подлежат обязательной проверке в ходе заседания суда, а значит, права Развозжаева не нарушены. http://pravo.ru/news/view/129602/?cl=DT  

    Читать полностью ››

  • 30.05.2016

    КС отклонил жалобу на отказ в доступе к решениям избиркома

      Конституционный суд РФ Конституционный суд отклонил жалобу правозащитника на практику применения закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов МСУ", которая позволяет им не предоставлять гражданам данные для анализа своей работы,  пишет  "Коммерсантъ". Территориальный избирком №15 отказался ознакомить петербургского правозащитника Алексея Одинга со списком своих решений за 2014 год, когда в городе проходили губернаторские и муниципальные выборы. ТИК сослался на п. 6 ч. 1 ст. 20 закона "Об обеспечении доступа к информации...", санкционирующий отказ в предоставлении информации, если в обращении поставлен вопрос о проведении анализа деятельности этих органов или "иной аналитической работы, не связанной с защитой прав" заявителя. Суд первой инстанции счел, что ограничение направлено лишь на "защиту госоргана от чрезмерного обременения в связи с исполнением запроса", и обязал избирком удовлетворить запрос. Однако  Санкт-Петербургский горсуд  отказал заявителю, сочтя, что его запрос не связан с защитой прав, а собранная им объемная информация нужна лишь для аналитической деятельности. Правозащитник попытался убедить КС в том, что оспоренная им норма нарушает право на свободный поиск и получение информации. Практика применения закона ставит право на доступ к информации в зависимость от намерения гражданина анализировать ее своими силами, причем на основе "подозрений и домыслов" относительно целей запроса, отметил Одинг.  Спорное положение "не предполагает отказа в предоставлении информации для целей ее самостоятельного анализа пользователем", указал КС. Однако из-за "разнообразия фактических обстоятельств" нельзя установить в законе "исчерпывающий перечень" поводов для отказа в информации и спорная норма может применяться "к неограниченному числу" правовых ситуаций. А проверка законности и обоснованности постановлений судов не относится к компетенции КС, сказано в определении. В праве на информацию гражданину может быть отказано, если "чиновнику придется не только достать документ с полки, сделать копию и отправить, а наморщить лоб и лично озадачиться аналитической работой", подчеркивает  адвокат Иван Павлов . Закон "стоит на защите чиновника от возложения на него функций, присущих исследователю или ученому, а суды истолковали эти положения как ограничивающие доступ к информации гражданина, который сам занимается аналитической работой", негодует адвокат. http://pravo.ru/news/view/129609/

    Читать полностью ››

  • 26.04.2016

    Очередная 61-я сессия Народного Собрания Дагестана завершила свою работу в Махачкале

    26 апреля Судьи Конституционного суда Республики Дагестан приняли участие в работе очередной 61-ой сессии Народного Собрания Республики Дагестан пятого созыва Открыл и вел ее спикер дагестанского парламента Хизри Шихсаидов. В работе сессии приняли участие члены Правительства республики, руководители федеральных и республиканских органов исполнительной власти, представители политических партий и общественных организаций, СМИ. Всего на сессии было рассмотрено 30 вопросов. Первым парламентарии обсудили вопрос вынесения постановлений о назначении 12 мировых судей, половина из которых назначена на судебные участки махачкалинских внутригородских районов. После этого был заслушан отчет о деятельности Счетной палаты РД за 2015 год, с которым выступил председатель ведомства Темирлан Шабанов. Он, в частности, рассказал, что по результатам контрольных и иных мероприятий в адрес Главы Дагестана, Народного Собрания республики, Правительства региона и других органов государственной власти направлено 458 документов информационно-аналитического содержания. Также в отчетном году Счетная палата подготовила 49 заключений на проекты законов РД и 368 заключений по результатам финансово-экономической экспертизы. «В 2015 году Счетной палатой республики проведено 70 контрольных мероприятий, в рамках которых проверена деятельность 23 муниципальных районов и городских округов, 18 министерств и ведомств, а также ряда иных учреждений. Общий объем средств, охваченных контрольными мероприятиями, составил свыше 34 млрд 400 млн рублей. В результате проверок выявлены финансовые нарушения на сумму более 4 млрд рублей. Руководителям объектов проверок внесено 82 представления и 9 предписаний об устранении выявленных нарушений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения бюджетного законодательства. По результатам проверок, проведенных по этим представлениям, сокращены 213 штатных единиц и 16 единиц служебного автотранспорта. К дисциплинарной ответственности привлечено 117 должностных лиц, из которых 13 освобождены от занимаемой должности», – отметил Шабанов. Докладчик также подчеркнул, что объемы восстановленных бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства, в 2015 году составили 170,3 млн рублей.  Говоря об итогах за первый квартал текущего года, он рассказал, что Счетной палатой региона за этот период уже внесено 26 представлений, дано 4 предписания, в правоохранительные органы направлено 18 материалов. Всего за это время в бюджет восстановлено 97 млн рублей.  Содокладчиком по данному вопросу выступил председатель Комитета НС РД по бюджету, финансам и налогам Назим Апаев, который вынес предложения о приостановлении государственных программ с низкой (отрицательной) оценкой эффективности. Это, по его словам, позволит оптимизировать расходы и направлять высвободившиеся бюджетные средства на реализацию государственной политики в целях ее эффективной реализации. Апаев также указал на необходимость усиления взаимодействия с правоохранительными органами, что является важным фактором, повышающим эффективность стоящих перед Счетной палатой задач. Во втором чтении были приняты проекты законов «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, переданными для осуществления органам исполнительной власти РД», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан о выборах», «О некоторых мерах государственной поддержки меценатской деятельности в РД и о внесении изменений в Закон РД “О государственных наградах РД”», а также «О разграничении полномочий органов государственной власти РД в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности» и «О внесении изменений в Закон РД “О недрах”». В первом чтении депутаты рассмотрели проекты законов «О внесении изменений в статью 4 Закона РД “О транспортном налоге”», «О внесении изменений в Закон РД “О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение, возврате транспортных средств”», «О внесении изменений в Закон РД “О некоторых вопросах организации местного самоуправления в РД”», «О порядке избрания, численности и сроках полномочий органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования “сельсовет Дучинский” Новолакского района РД». Помимо этого, на сессии в первом чтении приняты законопроекты  «О внесении изменений в Закон РД “О некоторых вопросах организации местного самоуправления в РД”», «О внесении изменения в статью 3 Закона РД “О налоге на имущество организаций”», «О внесении изменений в Закон РД “О статусе депутата Народного Собрания РД”». Комментируя последний из указанных выше законопроектов, Хизри Шихсаидов отметил, что проект разработан с целью повышения ответственности депутатов. «Наша главная задача – дисциплинировать депутатов, чтобы они не отрывались от избирателей. Депутат должен приносить пользу, проявлять законодательную инициативу. В парламент должны идти люди, которые готовы работать днем и ночью на благо интересов избирателей и всего Народного Собрания», – подчеркнул спикер. Отметим, что проект закона «О внесении изменений в Закон РД “О статусе депутата Народного Собрания РД”» предполагает введение дополнительной нормы – досрочного прекращения депутатских полномочий за неоднократное (три и более раза в течение года) неучастие парламентария без уважительных причин в работе заседаний НС РД. С докладом о проекте Закона РД «О внесении изменений в Закон РД “О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2016 год”» выступили министр финансов региона Билал Джахбаров и председатель Счетной палаты РД Темирлан Шабанов. По их словам, в соответствии с вносимыми изменениями, доходы в бюджете планируются в сумме более 88 млрд 660 млн рублей, в том числе федеральная финансовая помощь составит 59 млрд 692 млн рублей. Проектом закона дефицит бюджета сохранен на нулевом уровне, а расходы соответствуют доходам. В составе же поправок предусматривается увеличение неналоговых доходов на 3 млрд 499 млн рублей, в итоге эта сумма составит 28 млрд 967 млн рублей. По данному вопросу выступил и председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов. Премьер-министр заявил, что в расходной части бюджета упущен пункт, предусматривающий оплаты долга АТП 1736 в размере 54 млн рублей. Данное предприятие, по его словам, способствует восстановлению общественного транспорта в регионе. «АТП 1736 занимает 3 гектара земли, балансовая стоимость предприятия – 600 млн рублей. В предыдущие годы за бюджетные и федеральные деньги нами были куплены автобусы (60 – в 2014 году, 24 – в 2015 году). Кроме того, за счет министерства труда и социального развития было приобретено еще 7 автобусов для инвалидов. Если данное АТП приватизируют, то возникнет проблема размещения этих автобусов», – подчеркнул Гамидов, попросив внести данный пункт в расходную часть бюджета. Сразу в двух чтениях были приняты законопроекты «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РД», «О внесении изменений в Закон РД “О физической культуре и спорте РД”», «О признании утратившей силу статьи 12.1 Закона РД “О нормативных правовых актах РД”», «Об отходах производства и потребления в РД», «О развитии сельского хозяйства в РД», «О профессиональных союзах», «О внесении изменений в статью 5 Закона РД “О Региональном государственном надзоре в области технического состояния самоходных машин и других видов техники в РД”». Кроме того, на сессии был одобрен проект соглашения о сотрудничестве между Народным Собранием РД и Милли Меджлисом Азербайджанской Республики, а также приняты постановления о переносе административного центра Унцукульского района и внесении изменений в Регламент НС РД. В рамках заседания также были вынесены постановления о досрочном прекращении полномочий трех депутатов парламента: Сагида Муртузалиева, Мурада Гаджиева и Джапарбега Шамхалова. Последнего из них спикер Народного Собрания республики Хизри Шихсаидов поздравил со вступлением в новую должность – председателя Комитета по земельным и имущественным отношениям. После этого был избран новый председатель Комитета НС РД по аграрной политике, им стал депутат Хазали Мисиев. В завершение сессии председатель Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов поздравил депутатов с предстоящим Днем российского парламентаризма, который отмечается 27 апреля. Спикер отметил, что в связи со 110-летием со дня первого заседания Государственной Думы Российской империи первого созыва 29 апреля в Санкт-Петербурге пройдут праздничные мероприятия, где примут участие Президент РФ Владимир Путин, депутаты Госдумы и представители законодательных собраний всех регионов страны.   Хизри Шихсаидов также поздравил депутатов с предстоящими майскими праздниками и попросил парламентариев вместе со всеми дагестанцами принимать участие в проводимых в районах и городах праздничных мероприятиях.   http://www.riadagestan.ru/news/the_people_s_assembly/ocherednaya_61_ya_sessiya_narodnogo_sobraniya_dagestana_zavershila_svoyu_rabotu_v_makhachkale_/

    Читать полностью ››

  • 21.04.2016

    19 апреля 2016 года Конституционный Суд провозгласил Постановление по делу о возможности исполнения постановления Европейского суда по правам человека от 4 июля 2013 года «Анчугов и Гладков против России»

    19 апреля 2016 года Конституционный Суд РФ определил пределы реализации решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) об избирательных правах осужденных.  Рассмотрение запроса Министерства юстиции РФ о возможности исполнения постановления ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России» состоялось 31 марта 2016 года.   История вопроса В деле Сергея Анчугова и Владимира Гладкова ЕСПЧ пришел к выводу о нарушении российскими властями статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на свободные выборы. По мнению Страсбургского суда, закрепленное частью 3 статьи 32 Конституции РФ ограничение права голоса носит абсолютный, автоматический и недифференцированный характер. Оно касается всех лиц, отбывающих по приговору суда наказание в виде лишения свободы, распространяется на весь период отбывания такого наказания вне зависимости от тяжести и вида совершенного преступления, срока назначенного наказания и иных индивидуальных обстоятельств. Исходя из этого, ЕСПЧ предложил Российской Федерации обеспечить участие заключенных в выборах посредством политического процесса или путем толкования норм Конституции компетентными органами (в первую очередь - Конституционным Судом РФ) в гармонии с положениями Конвенции.   Позиция заявителя В своем запросе в Конституционный Суд  РФ Министерство юстиции РФ, опираясь на заключение Центризбиркома, просит признать невозможность исполнить в соответствии с Конституцией РФ постановление ЕСПЧ и предоставить право голоса осужденным, содержащимся в местах лишения свободы. По мнению ведомства, вывод Европейского Суда о недопустимости безоговорочного ограничения активного избирательного права таких граждан вступает в противоречие со статьей 32 (часть 3) Конституции РФ. Минюст считает, что согласие с позицией ЕСПЧ и предоставление заключенным права голоса на выборах нарушило бы положения Конституции РФ о её высшей юридической силе и приоритете над любыми другими правовыми актами (статья 15, часть 1 и статья 79).   Позиция Суда КС РФ исходил из того, что Россия была и остается составной частью европейского правового пространства, которое предполагает равноправный диалог и готовность к компромиссу. Конституционный Суд всегда играл ведущую роль в интеграции позиций ЕСПЧ в российскую правовую систему.  При этом КС РФ признал  невозможным  исполнение постановления ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России» в части общих мер, предполагающих внесение в российскую правовую систему изменений, которые позволяли бы ограничивать в избирательных правах не всех осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Предписание статьи 32 (часть 3) Конституции РФ носит императивный характер и распространяется на всех таких осужденных. Также КС РФ признал  возможным  и реализуемым в российском законодательстве и судебной практике исполнение постановления ЕСПЧ в части мер общего характера, направленных на обеспечение справедливости, соразмерности и дифференцированности применения ограничений избирательных прав осужденных (заключенных). В соответствии со статьей 32 (часть 3) Конституции РФ и конкретизирующими её положениями Уголовного кодекса РФ, по общему правилу, исключается назначение наказания в виде лишения свободы и тем самым ограничение права голоса граждан, совершивших впервые преступления небольшой тяжести, при том что за более серьезные преступления лишение свободы и, следовательно, запрет на участие в выборах в качестве избирателя применяется только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей уголовной ответственности. КС РФ отметил также, что федеральный законодатель вправе оптимизировать систему уголовных наказаний, в том числе посредством перевода отдельных режимов отбывания лишения свободы (в частности, в колонии - поселении) в альтернативные виды наказаний, хотя и связанные с принудительным ограничением свободы, но не влекущие ограничения избирательных прав. КС РФ признал  невозможным  исполнение мер индивидуального характера в отношении граждан Анчугова (осужден за убийство, кражи, мошенничество) и Гладкова (осужден за убийство, разбой, участие в организованной преступной группе), которые были приговорены к смертной казни, замененной впоследствии 15-ю годами лишения свободы. Они были осуждены  за совершение особо тяжких преступлений, а, значит, заведомо не могли рассчитывать на доступ к активному избирательному праву ни по Конституции РФ, ни по международным правовым стандартам.    Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич Судья-докладчик КНЯЗЕВ Сергей Дмитриевич   http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3281    

    Читать полностью ››

  • 20.04.2016

    О времени начала заседания суда

    27 апреля 2016 года в 15 часов в зале заседаний Конституционного Суда Республики Дагестан состоится слушание по делу о проверке конституционности пункта 2.2.48 Постановления Правительства Республики Дагестан от 22 января 2010 года №14 «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования» в связи с жалобой гражданки М.А. Рамазановой.

    Читать полностью ››

  • 11.04.2016

    КС разберет жалобу муниципалитета на правила оспаривания кадастровой оценки

        Фото с сайта www.renobest.be Конституционный Суд РФ принял к рассмотрению жалобу администрации Братска на нормы закона об оценочной деятельности,  пишут  "Ведомости". Мэрия в судах добивалась пересмотра сильно заниженной, по ее мнению, кадастровой стоимости участка, на котором расположены производственные мощности ОАО "Группа Илим".  Иркутский областной суд прекратил спор, сочтя, что чиновники вообще не имели права затевать тяжбу. По закону местные органы власти могут оспаривать в суде результаты оценки, только если участки находятся в государственной или муниципальной собственности, а в данном случае земля принадлежит ООО, указал облсуд. Муниципалитет же воспринял это решение как нарушающее ст. 133 Конституции, которая гарантирует местному самоуправлению право на судебную защиту и на обжалование в суде решений комиссий по рассмотрению споров о результатах оценки кадастровой стоимости. Мэрия Братска активно судится за расширение налоговой базы и с другими компаниями, ссылаясь на то, что размер оценки существенно повлияет на поступление земельного налога в муниципальный бюджет, но пока успеха не снискала, в том числе и в  Верховном суде РФ . Вопрос, на самом деле, стоит шире: могут ли органы муниципальной власти оспаривать решение федерального органа, ведь фактически решение комиссии утверждается Росреестром, замечает  Вадим Зарипов  из "Пепеляев групп". А поскольку есть еще и компания-землевладелец, то КС предстоит найти баланс в отношениях разных уровней власти и частного бизнеса, добавляет он. http://pravo.ru/news/view/127937/  

    Читать полностью ››

 

Европейский суд по правам человекаКонституционный суд Российской ФедерацииКонституционные (уставные) суды субъектов Российской ФедерацииПрезидент Республики ДагестанНародное Собрание Республики ДагестанПравительство Республики Дагестан
  

Разработка, дизайн сайта, реклама и продвижение Разработка сайта
Bevolex
Почтовый адрес:

367000, г.Махачкала, пл. Ленина, 2
e-mail: ksrd@ksrd.ru
телефон/факс: +7 (8722) 67-20-69