Обычная версия сайта Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
  Здание Конституционного суда

Конституционный суд Республики Дагестан

Официальный сайт  
Версия для слабовидящих
 

Время работы

Конституционного Суда Республики Дагестан

понедельник - четверг
9:00 - 18:00

пятница
9:00 - 17:00

перерыв
13:00 - 13:48

 
Архив новостей
  1. << февраль, 2023 >>
  1. пн
  2. вт
  3. ср
  4. чт
  5. пт
  6. сб
  7. вс
  1. 30
  2. 31
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20
  21. 21
  22. 22
  23. 23
  24. 24
  25. 25
  26. 26
  27. 27
  28. 28
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5

Новости

  • 23.11.2011

    22 ноября 2011 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности статьи 31, части 1 статьи 33, статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»

    22 ноября 2011 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности статьи 31, части 1 статьи 33, статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции увольнение с государственной гражданской службы в связи с сокращением штата одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет. Поводом к рассмотрению дела 18 октября 2011 года явилась жалоба Боровик (Кобылинской) Виктории Юрьевны. Проверке на конституционность подлежали положения статьи 31, части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». История вопроса В.Ю. Кобылинская (после обращения в КС сменила фамилию на Боровик), будучи одинокой матерью, воспитывающей семилетнего сына, работала старшим специалистом Отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Воркута. В мае 2010 года в связи с сокращением должности была уволена с госслужбы. В.Ю. Боровик (Кобылинская) оспорила увольнение в судах, ссылаясь на положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ), запрещающие расторжение трудового договора  с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет по инициативе работодателя.          Однако судебные инстанции указали, что эти гарантии не распространяются на госслужащих в связи  сокращением должностей, поскольку законом «О государственной гражданской службе РФ» такое увольнение не отнесено к увольнению по инициативе нанимателя или его представителя. Наниматель – Республика Коми, в лице компетентного органа (Агентство Республики Коми по социальному развитию)  – установило предельную штатную численность отдела, на основании чего представитель нанимателя - Отдел опеки и попечительства  – издал приказ об увольнении. Позиция заявителя По мнению заявительницы, не позволяя относить увольнение госслужащего по сокращению штата к увольнению по инициативе нанимателя или его представителя, оспариваемые нормы препятствуют получению госслужащими-одинокими матерями гарантий, предоставляемых им трудовым  законодательством. Поэтому, как полагает заявительница, оспариваемые нормы противоречат конституционному принципу равенства прав и свобод граждан, а также нарушают ее конституционное право на защиту семьи, материнства и  детства. Позиция Суда Система социальной защиты женщин, воспитывающих детей, носит комплексный характер. Её цель состоит не только в обеспечении прав матери, но и прежде всего – в защите интересов ребенка, создании условий жизни, необходимых для его всестороннего развития. При установлении соответствующих мер законодатель должен соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства и соразмерности, из которых вытекает обязанность гарантировать одинаковые права и обязанности для субъектов права, относящихся к одной категории. Запрет на увольнение по инициативе работодателя (нанимателя) в связи с сокращением численности или штата в настоящее время предоставляется одиноким матерям с детьми до 14 лет, которые работают по трудовому договору или проходят военную либо правоохранительную службу. На одиноких матерей, замещающих должности государственной гражданской службы, данный запрет не распространяется. Подобное регулирование, установленное  взаимосвязанными положениями части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не основано на особенностях государственной гражданской службы, не имеет разумного и объективного оправдания, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости и, таким образом, не соответствует Конституции РФ. Федеральному законодателю надлежит внести в действующее законодательство необходимые изменения, обеспечив соблюдение конституционного принципа равенства при предоставлении гарантий подлежащим увольнению в связи с сокращением штата одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет и проходящим государственную гражданскую службу. Впредь до внесения соответствующих изменений увольнение с государственной гражданской службы одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не допускается. Правоприменительные решения по делу гражданки В.Ю.Боровик (Кобылинской) подлежат пересмотру в установленном порядке.

    Читать полностью ››

  • 17.11.2011

    15 ноября 2011 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»

    15 ноября 2011 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» Конституционный Суд РФ призвал федерального законодателя определить и юридически закрепить правовой статус ополченцев, участвовавших в контртеррористической операции в Республике Дагестан. Поводом к рассмотрению дела 11 октября 2011 года явился запрос Казбековского районного суда Республики Дагестан. Проверке на конституционность подлежали положения статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», которыми определен круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий.   История вопроса Граждане (29 человек), обратившиеся в Казбековский районный суд, настаивали на признании их участниками боевых действий, имевших место в Казбековском районе в селах Калининаул и Ленинаул 5 сентября 1999 года. Наряду с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов они принимали участие в контртеррористических операциях в составе отрядов самообороны (ополченцы). Военный комиссариат Республики Дагестан отказал им в выдаче соответствующего удостоверения, поскольку законодательством (в том числе ФЗ «О ветеранах») не определен статус лиц из числа гражданского населения, принимавших участие в составе отрядов самообороны в контртеррористических операциях.   Позиция заявителя По мнению Казбековского районного суда, оспариваемые положения ФЗ «О ветеранах» противоречат 19, 39 и 59 статьям Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями ополченцы не признаются ветеранами боевых действий и, соответственно, лишаются мер социальной защиты, предусмотренных законом для данной категории ветеранов.     Позиция Суда Выполнение гражданами России конституционного долга по защите Отечества возможно как в составе Вооруженных Сил РФ, так и в других формах. Вторжение в Республику Дагестан в августе 1999 года незаконных вооруженных формирований поставило под угрозу реализацию прав и свобод личности, сохранение конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Участие граждан, добровольно вступивших в Дагестане в отряды самообороны, регламентировалось актами Государственного Совета Республики Дагестан (Постановление от 9 августа 1999 года № 138, Указ от 18 августа 1999 года № 231). Отряды самообороны оказывали содействие органам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, в том числе принимали участие в боевых действиях, за что многие ополченцы были отмечены государственными наградами. Высокая оценка их мужества и героизма содержится в постановлении Государственной Думы РФ от 15 сентября 1999 года «О ситуации в Республике Дагестан, первоочередных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и борьбе с терроризмом». Однако правовой статус данной категории граждан не закреплен ни на федеральном уровне, ни в законодательстве Республики Дагестан. В силу взаимосвязанных предписаний Конституции РФ, преамбулы, статей 7, 21 (часть 1), 39 (часть 1) и 59 (часть 1), в отношении граждан, выполнивших свой конституционный долг по защите Отечества, в федеральном законодательстве должны разрешаться вопросы, связанные с предоставлением им соответствующих мер социальной поддержки. Критерии, определяющие принадлежность лиц к ветеранам боевых действий для предоставления им дополнительных мер социальной поддержки, установлены федеральным законодателем в статье 3 ФЗ «О ветеранах» и не противоречат Конституции РФ. Не распространяясь непосредственно на ополченцев, принимавших участие в боевых действиях в Дагестане в сентябре 1999 года, эти законоположения – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – не препятствуют введению специального правового регулирования, направленного на признание их заслуг перед Отечеством, включая установление для них дополнительных мер социальной поддержки. Признание конституционности данной нормы не снимает с федерального законодателя обязанности определить правовой статус членов отрядов самообороны, принимавших участие в контртеррористической операции в Республике Дагестан в сентябре 1999 года, и обусловленные таким статусом меры социальной поддержки. Законодатель Республики Дагестан также правомочен предусмотреть дополнительные меры социальной поддержки указанных граждан.

    Читать полностью ››

  • 03.11.2011

    1 ноября 2011 года в г. Махачкале состоялась шестая сессия Народного Собрания Республики Дагестан пятого созыва.

        1 ноября 2011 года в г. Махачкале состоялась шестая сессия Народного Собрания Республики Дагестан пятого созыва. В работе сессии приняли участие заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Дагестан Р.М. Акутаев, а также судьи Конституционного Суда Республики Дагестан С.Р. Маллеев и  Н.Х. Алиев.   На сессии приняты: 1.      Закон Республики Дагестан «О Счетной палате Республике Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» . 2.      Закон Республики Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О статусе депутата Народного Собрания Республики Дагестан». 3.      Закон Республики Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республике Дагестан». 4.      Закон Республики Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан». 5.      Закон Республики Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «Об Общественной палате Республики Дагестан».

    Читать полностью ››

  • 17.10.2011

    1 октября 2011 года в Конституционном суде РФ началось рассмотрение жалобы Казбековского районного суда Республики Дагестан

    Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} 11 октября 2011 года в Конституционном суде РФ началось рассмотрение жалобы Казбековского районного суда Республики Дагестан, а также 29 граждан республики, которые настаивают на признании их участниками боевых действий, имевших место в Казбековском районе, в селе Алмак 22 декабря 1997 года и в селах Калининаул и Ленинаул 5 сентября 1999 года. Тем самым оспаривается норма федерального закона «О ветеранах», которая не позволяет ополченцев признать ветеранами боевых действий. По мнению Казбековского районного суда, оспариваемые положения Федерального закона «О ветеранах» противоречат Конституции РФ, ее статьям 19 (о равенстве прав и свобод человека и гражданина), 39 (о праве на социальное обеспечение) и 59 (о защите Отечества), в той мере, в какой ополченцы, принимавшие участие в боевых действиях, не отнесены к ветеранам боевых действий и лишены соответствующих мер социальной защиты, хотя они - наряду с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов - исполнили свой гражданский долг по защите Отечества. В ходе слушания были рассмотрены мнения сторон, а также полномочного представителя Президента РФ Михаила Кротова, который отметил, что статус ветерана это прерогатива законодательной власти, в том числе региональной, но не судебной. Представитель правительства РФ в КС Михаил Борщевский в своем выступлении, отметив, что «уважает порыв героизма» ополченцев, тем не менее, выступает против такой нормы. Решения Конституционного суда по запросам граждан принимаются в течение месяца.  

    Читать полностью ››

  • 04.10.2011

    Внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»…

      Президент Российской Федерации Медведев Д.А. подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральным законом вводится новое основание для расторжения служебного контракта с государственным гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя. В частности, служебный контракт может быть расторгнут, а государственный гражданский служащий освобождён от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы в случае отсутствия на службе в течение более четырёх месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определённом заболевании или если для определённой категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности). Федеральным законом предусмотрена гарантия для государственных гражданских служащих, увольняемых по данному основанию, в виде выплаты компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания. Федеральным законом также установлено, что государственный гражданский служащий не может быть освобождён от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей

    Читать полностью ››

  • 03.10.2011

    Президент Российской Федерации Медведев Д.А. внес в Государственную Думу законопроект, касающийся работы экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должность судьи…

      Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в соответствии с пунктом «г» статьи 84 Конституции России внёс в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приёму квалификационного экзамена на должность судьи». Проект федерального закона разработан во исполнение подпункта «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей от 31 декабря  2008 г.№Пр-2801. В статье 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предлагается закрепить на законодательном уровне цели создания экзаменационных комиссий по приёму квалификационных экзаменов на должность судьи, а также установить, в каких случаях экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией, а в каких – экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации. Законопроектом предусматривается придать экзаменационным комиссиям по приёму квалификационного экзамена на должность судьи статус самостоятельных органов судейского сообщества в целях повышения их независимости и самостоятельности, а также в целях более объективной оценки уровня знаний кандидатов на должность судьи и обеспечения их прав и законных интересов в процессе сдачи экзамена. Совершенствуется также порядок формирования экзаменационных комиссий по приёму квалификационного экзамена на должность судьи. Проектом федерального закона предусматривается образование Высшей экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, членов которой избирает Всероссийский съезд судей, и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, членов которых избирают конференции судей субъектов Российской Федерации. В состав экзаменационных комиссий будут входить не только судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, но и участвующие в работе экзаменационных комиссий на платной основе преподаватели юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научные работники, имеющие учёную степень по юридической специальности, представители общероссийских общественных объединений юристов. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи избирается по определённым в законопроекте нормам представительства (21 член комиссии), а экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приёму квалификационного экзамена на должность судьи избираются в количестве и в порядке, которые определяются конференциями судей субъектов Российской Федерации, в соответствии с регламентами экзаменационных комиссий. Число судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов в составе экзаменационных комиссий должно быть равным, исключение составляют случаи отсутствия на территории субъекта Российской Федерации арбитражного суда или недостаточной численности судей арбитражных судов. Высшая экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приёму квалификационного экзамена на должность судьи избираются на четыре года. В законопроекте содержатся положения, определяющие полномочия экзаменационных комиссий по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, а также устанавливающие порядок проведения квалификационного экзамена и определения оценки знаний кандидата на должность судьи. Регламенты экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приёму квалификационного экзамена на должность судьи подлежат утверждению Высшей экзаменационной комиссией по приёму квалификационного экзамена на должность судьи. Вместе с тем основные принципы организации работы экзаменационных комиссий и порядок приёма квалификационного экзамена закрепляются в федеральном законе. Принятие федерального закона обеспечит защиту прав кандидатов на должность судьи на стадии сдачи квалификационного экзамена. Так, вводится норма о возможности обжалования решений экзаменационных комиссий, касающихся оценки знаний кандидатов на должность судьи, по основаниям нарушения процедуры проведения экзамена, решений об отказе в допуске кандидата к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также действий (бездействия) комиссии, результатом которых является отказ в допуске кандидата к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Законопроектом предусматривается отнесение данных дел к подсудности соответственно Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа в качестве суда первой инстанции. Законопроектом предусматриваются также переходные положения, касающиеся осуществления полномочий ранее сформированных экзаменационных комиссий по приёму квалификационного экзамена на должность судьи до избрания Высшей экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приёму квалификационного экзамена на должность судьи. Придание экзаменационным комиссиям по приёму квалификационного экзамена на должность судьи статуса самостоятельных органов судейского сообщества, избрание членов этих комиссий высшими органами судейского сообщества, повышение уровня профессиональных требований к членам экзаменационных комиссий будут способствовать минимизации коррупционных рисков, повышению уровня профессионализма судей и качества отправления правосудия.

    Читать полностью ››

  • 30.09.2011

    29 сентября 2011 года в г. Махачкале состоялась осенняя сессия Народного Собрания Республики Дагестан

               В работе сессии приняли участие председатель Конституционного Суда Республики Дагестан М.Х. Халитов, заместитель председателя Конституционного Суда Республики Дагестан Р.М. Акутаев, а также судьи Конституционного Суда Республики Дагестан С.Р. Маллеев и  Н.Х. Алиев. На сессии приняты: 1.      Закон Республики Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О мировых судьях в Республике Дагестан» . 2.      Закон Республики Дагестан «О внесении изменения в статью 15 Закона Республики Дагестан «О государственных должностях Республики Дагестан» . 3.      Закон Республики Дагестан «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» .

    Читать полностью ››

  • 27.09.2011

    26 и 27 сентября 2011 года в г. Махачкале состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Обеспечение единого правового пространства: мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации»

            В ее работе приняли участие Судья Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиев, Председатель Конституционного Суда Республики Дагестан М.Х. Халитов, заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Дагестан Р.М. Акутаев, Председатель Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания А.М. Цалиев, Председатель Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики А.С. Геляхов, судья Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики З.Х. Мисроков, судья-секретарь Конституционного Суда Республики Ингушетия И. М. Евлоев. Наряду с докладами и сообщениями ученые из Санкт-Петербурга, Ростова, Краснодара, Москвы и других городов, в обсуждении затронутых на конференции проблем выступили и судьи выше перечисленных судов. По итогам конференции были приняты рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления об обеспечении принципа единства правового пространства в их нормотворческой деятельности.

    Читать полностью ››

  • 26.09.2011

    26 сентября 2011 года в г. Махачкале состоялось заседание Совета судей Республики Дагестан

               По итогам заседания с учетом остроты обсуждаемого вопроса принято решение обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному директору Судебного департамента и Совет судей Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос об обеспечении безопасности судебной деятельности применительно к судьям Южного федерального округа и, в частности, к судьям Республики Дагестан. 

    Читать полностью ››

  • 25.07.2011

    26 июля День Конституции Республики Дагестан

      10 июля 2003 года Конституционным Собранием Республики Дагестан была принята новая Конституция Республики Дагестан, официально обнародованная 26 июля. День Конституции РД – один из главных государственных праздников в республике. Конституция - это правовой акт высшей юридической силы, который регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства. В ст.19 Конституции РД указывается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Свобода и права человека – это то мерило, по которому определяют уровень демократизма, законности, конституционности, цивилизованности общества и государства, поэтому закономерно, что человек, его права и свободы в нашей Конституции признаны высшей ценностью. Неслучайно в своем Послании Народному Собранию РД Президент РД М.М. Магомедов называет ключевыми положения Конституции РД, посвященные правам и свободам человека, так как в них отражены основные ценности нашего общества. В настоящее время одной из основных государственных обязанностей, из которой по существу вытекают остальные, является обязанность обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 20 Конституции РД). Эта обязанность предполагает создание надлежащих условий для реализации прав и свобод граждан, а также механизма их защиты. Несмотря на широкий набор конституционно-правовых средств защиты прав и свобод человека, практика свидетельствует, что нарушения прав и свобод человека в республике нередко имеют место. В практике Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан преобладают обращения граждан, связанные с осуществлением социально-экономических прав, призванных гарантировать достойный для человека уровень жизни (61% от общего количества), что связано еще и с тем, что эти права традиционно обладают повышенной ценностью. Конституция Республики Дагестан содержит в себе модель социально-экономического построения общества, требующую своего наполнения. Так, в законодательстве республики необходимо оддерживать уровень поддержки уязвимых слоев населения, гарантированный Конституцией. В республике немало сделано в этом направлении. В целях реализации положений статей 38 и 40 Конституции Республики Дагестан, определяющих основные приоритеты социальной политики республики, которыми являются социальная поддержка наиболее нуждающихся в ней слоев населения и обеспечение им права на охрану здоровья и медицинскую помощь, за последние несколько лет в республике принят ряд законов: о социальном обслуживании населения; об охране здоровья граждан; о государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства; о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о квотировании рабочих мест для инвалидов и др. По инициативе Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов республики, регламентирующих права социально незащищенных слоев населения. Так, в Закон РД «О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда» были внесены изменения, предусматривающие меры социальной защиты для ветеранов военной службы. Также после внесения изменений в соответствующий указ Президента РД право на дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение получили бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей. В один из республиканских законов были внесены изменения, позволившие детям, оставшимся без попечения родителей, получать пособия не с момента обращения в государственный орган, а с момента появления у них соответствующего права. Нередко у граждан из-за длительности рассмотрения их обращений и направления их по различным инстанциям складывается впечатление, что государство в лице своих органов не в полной мере выполняет обязанность по защите прав граждан. В своем Послании Народному Собранию РД Президент РД отметил неповоротливость аппарата управления, которая приводит к утрате доверия граждан. К сожалению, не всегда чиновники несут ответственность за нарушение прав человека, соблюдение которых в соответствии с Конституцией РД должно быть главным ориентиром их деятельности. Для более успешного решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышение активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ст. 44 Конституции РД). Одной из важных гарантий реализации конституционных прав и свобод граждан является закрепленное в ст. 35 Конституции Республики Дагестан право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Обращения граждан могут касаться вопросов, затрагивающих их личные, групповые или общественные права и интересы. Обращения могут содержать просьбу заявителя о восстановлении нарушенных прав и свобод, о содействии в реализации прав и свобод, информацию о недостатках в работе органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц, предложения о совершенствовании законодательства и изменении политики государства.  Самозащита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами Конституции выражается в подаче жалоб, заявлений и предложений, обращений в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам (ст. 35 Конституции РД); в публичных выступлениях граждан (ст. 33 Конституции РД); в гражданско-правовой и уголовно-правовой защите (ст. 45 Конституции РД); в обращении в межгосударственные органы по защите прав человека (ст. 45 Конституции РД). Зачастую наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах. Наблюдается и невысокий уровень правового сознания населения, одним из основных средств формирования и повышения которого является правовое просвещение. Для правового просвещения населения функционирует официальный веб-сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан (www.dagombu.ru). На портале размещаются нормативные правовые акты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, информация о порядке подачи жалоб Уполномоченному и ряд других материалов. Периодически издается информационный бюллетень «Вестник Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан», в прессе регулярно публикуются материалы, разъясняющие населению республики вопросы применения законов и других нормативных актов, способы противодействия нарушениям прав человека. Подводя итог, следует иметь в виду, что конституция является не столько отражением действительности, сколько целью, к которой надо стремиться. Конституция Республики Дагестан, как и любая другая конституция, не может быть свободной от декларации; права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления до конца не определен. Реализация Конституции требует серьезной организационной работы государственных органов и органов местного самоуправления.   dagpravda.ru

    Читать полностью ››

 

Европейский суд по правам человекаКонституционный суд Российской ФедерацииКонституционные (уставные) суды субъектов Российской ФедерацииПрезидент Республики ДагестанНародное Собрание Республики ДагестанПравительство Республики Дагестан
  

Разработка, дизайн сайта, реклама и продвижение Разработка сайта
Bevolex
Почтовый адрес:

367000, г.Махачкала, пл. Ленина, 2
e-mail: ksrd@ksrd.ru
телефон/факс: +7 (8722) 67-20-69