Обычная версия сайта Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
  Здание Конституционного суда

Конституционный суд Республики Дагестан

Официальный сайт  
Версия для слабовидящих
 

Время работы

Конституционного Суда Республики Дагестан

понедельник - четверг
9:00 - 18:00

пятница
9:00 - 17:00

перерыв
13:00 - 13:48

 
Архив новостей
  1. << октябрь, 2018 >>
  1. пн
  2. вт
  3. ср
  4. чт
  5. пт
  6. сб
  7. вс
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20
  21. 21
  22. 22
  23. 23
  24. 24
  25. 25
  26. 26
  27. 27
  28. 28
  29. 29
  30. 30
  31. 31
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Новости


24.09.2018

24 сентября 2018 года Конституционный Суд Республики Дагестан провозгласил Постановление

по делу о проверке конституционности постановления Махачкалинского городского Собрания от 20 сентября 2002 года № 30-2 «О переводе садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, находящихся в черте г. Махачкалы, в жилые микрорайоны г. Махачкалы» в связи с жалобой граждан С.С. Камбатовой, А.М. Таймазовой и А.М. Рашитханова 

 

История вопроса

Заявители обратились в Администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» с просьбой об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории города. Муниципальное казенное учреждение города Махачкалы «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы», являющееся структурным подразделением Администрации городского округа, уполномоченным для решения данного вопроса, отказало им в предоставлении этой услуги, ссылаясь на то, что, согласно приложению к оспариваемому Постановлению порядковые номера земельных участков, запрашиваемых заявителями, превышают количество фактически выделенных указанным объединениям земельных участков.

Так, в соответствии с оспариваемым Постановлением за садоводческим товариществом «Скачки» закреплено 2,2 га земли, разделенных на 40 земельных участков, в то время как у заявителя А.М. Рашитханова в пользовании находился земельный участок под  порядковым номером 116. За садоводческим товариществом «Турист» закреплено 6 га земли (97 земельных участков), а у заявителя С.С. Камбатовой – земельный участок под номером 114. Аналогичная ситуация у заявителя А.М. Таймазовой, в пользовании которой земельный участок в садоводческом товариществе «Тюльпан» за номером 245, в то время как в приложении к оспариваемому Постановлению за ним закреплено 12 га земли (220 земельных участков).

Не согласившись с решением об отказе, заявители обратились в районные суды города Махачкалы по территориальной подсудности. По всем заявлениям суды приняли решение о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги незаконным и обязали муниципальное казенное учреждение города Махачкалы «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы» устранить допущенное нарушение.

Позже заявители обратились в Ленинский районный суд города Махачкалы с заявлением о признании незаконным оспариваемое Постановление в целом. Решением данного суда в этом им было отказано. Верховный Суд Республики Дагестан указанное решение суда оставил без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

 

Позиция заявителей

По мнению граждан С.С. Камбатовой, А.М. Таймазовой и А.М. Рашитханова, оспариваемое ими Постановление не соответствует статьям 10, 18, 19 и 21 Конституции Республики Дагестан, поскольку затрагивает права и интересы членов садоводческих объединений, список которых приведен в приложении к оспариваемому Постановлению, и нарушает предоставленное земельным законодательством их право на оформление в собственность земельного участка.

Заявители также полагают, что оспариваемое Постановление не было опубликовано, в то время как согласно Конституции Российской Федерации (статья 15, часть 3) и Конституции Республики Дагестан (статья 10, часть 2) любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В связи с этим заявители ставят под сомнение конституционность оспариваемого нормативного правового акта и по порядку его опубликования и введения  в действие.

 

Позиция Суда

Относительно требования заявителей о проверке конституционности оспариваемого Постановления по порядку его опубликования и введения в действие Конституционный Суд Республики Дагестан отмечает, что в соответствии с частью второй статьи 81 Закона Республики Дагестан «О Конституционном Суде Республики Дагестан» проверка соответствия Конституции Республики Дагестан законов Республики Дагестан, иных нормативных правовых актов Республики Дагестан, принятых до вступления в силу Конституции Республики Дагестан, производится Конституционным Судом Республики Дагестан только по содержанию норм.

Конституция Республики Дагестан в соответствии с ее заключительными и переходными положениями вступила в силу со дня ее официального опубликования, то есть с 26 июля 2003 года. Оспариваемое Постановление принято 20 сентября 2002 года – до вступления в силу Конституции Республики Дагестан, в связи с чем Конституционный Суд Республики Дагестан не вправе проверять конституционность оспариваемого Постановления по порядку его опубликования и введения в действие.

Юридически некорректная формулировка пункта 1 оспариваемого Постановления содержит неопределенность. Его буквальный смысл означает, что Махачкалинское городское Собрание перевело юридические лица, каковыми в соответствии с законодательством являются садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, в жилые микрорайоны города. Однако анализ нормативного положения пункта 1 в системной связи с положением пункта 3 и сложившаяся правоприменительная практика позволяют сделать вывод о том, что речь идет о переводе земельных участков, принадлежащих перечисленным в приложении к оспариваемому Постановлению садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, вместе с расположенными на них строениями со всей инфраструктурой в жилые микрорайоны города.

Из содержания оспариваемого Постановления и последующей правоприменительной практики органов местного самоуправления города следует, что данным актом Махачкалинское городское Собрание ликвидировало садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, превысив предоставленные законодательством Российской Федерации, Республики Дагестан и Уставом города Махачкалы полномочия. Такой вывод вытекает из отказа муниципального казенного учреждения города Махачкалы «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы» гражданам в оказании муниципальной услуги, считая, что именно указанный акт является правовым документом, на основании которого следует решать вопросы, связанные с определением количества выделенных садоводческому объединению граждан земельных участков, членством тех или иных лиц в указанных объединениях, последующим оформлением их прав на земельные участки и иное имущество, не принимая во внимание наличие у заявителей правоустанавливающих документов о членстве в соответствующем объединении. 

Полномочия органов местного самоуправления, связанные с решением вопросов местного значения в области земельных отношений и градостроительной деятельности, определяются Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан, а также Уставом города Махачкалы.

Системный анализ положений земельного и градостроительного законодательства позволяет сделать вывод, что правовой режим и использование земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, находящихся в черте города Махачкалы, переведенных в оспариваемом Постановлении в земли жилых микрорайонов города Махачкалы, должны определяться посредством утверждения и реализации органами местного самоуправления градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий города и его застройке, либо путем внесения в них изменений.

 

Вытекающий из текста оспариваемого Постановления перевод земель, закрепленных в установленном порядке за отдельными садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан и находящихся в пользовании части членов садоводческих объединений длительное время, без предварительного решения вопросов, связанных с использованием земель, жилых строений, объектов инфраструктуры, находящихся на соответствующей территории, оформлением на них соответствующих прав собственности или дальнейшего использования осуществлен без соблюдения требований законодательства и противоречит Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, федеральному законодательству, законодательству Республики Дагестан, Уставу города Махачкалы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №2-П от 24.09.2018

 

Европейский суд по правам человекаКонституционный суд Российской ФедерацииКонституционные (уставные) суды субъектов Российской ФедерацииПрезидент Республики ДагестанНародное Собрание Республики ДагестанПравительство Республики Дагестан
  

Разработка, дизайн сайта, реклама и продвижение Разработка сайта
Bevolex
Почтовый адрес:

367000, г.Махачкала, пл. Ленина, 2
e-mail: ksrd@ksrd.ru
телефон/факс: +7 (8722) 67-20-69