Обычная версия сайта Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
  Здание Конституционного суда

Конституционный суд Республики Дагестан

Официальный сайт  
Версия для слабовидящих
 

Время работы

Конституционного Суда Республики Дагестан

понедельник - четверг
9:00 - 18:00

пятница
9:00 - 17:00

перерыв
13:00 - 13:48

 
Архив новостей
  1. << февраль, 2023 >>
  1. пн
  2. вт
  3. ср
  4. чт
  5. пт
  6. сб
  7. вс
  1. 30
  2. 31
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20
  21. 21
  22. 22
  23. 23
  24. 24
  25. 25
  26. 26
  27. 27
  28. 28
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5

Новости


22.03.2013

21 марта 2013 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

 21 марта 2013 года Конституционный Суд РФ в своем Постановлении определил условия, допускающие досрочное увольнение военнослужащего за невыполнение условий контракта в связи с дисциплинарными взысканиями и привлечением его к уголовной ответственности (без лишения свободы). Существующее законодательное регулирование этого вопроса признано неконституционным как не устанавливающее сроки увольнения. Федеральному законодателю предписано определить срок, в течение которого может осуществляться увольнение военнослужащих в указанных случаях.

Дело о проверке конституционности подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по жалобам граждан Боскачёва Руслана Владимировича, Овсянникова Ивана Владимировича и Савельева Дмитрия Андреевича было рассмотрено 12 февраля 2013 года. 
 
История вопроса
Заявители проходили военную службу по контракту в разных регионах России. Все они были досрочно уволены со службы на основании оспариваемой нормы, т.е. в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы. За год до увольнения у Овсянникова И.В. имелись несколько дисциплинарных взысканий. Незадолго до увольнения Боскачёв Р.В. и Савельев Д.А. были привлечены к уголовной ответственности и приговорены к штрафам. Боскачев Р.В. - за превышение должностных полномочий, Савельев Д.А. - за оскорбление и применение насилия в отношении представителя власти. Военные суды отклонили иски заявителей о восстановлении на службе.
 
Позиция заявителей
Заявители считают, что оспариваемая норма позволяет увольнять военнослужащих по итогам ранее наложенных дисциплинарных взысканий или за привлечение к уголовной ответственности. При этом они указывают, что Конституция и действующее законодательство устанавливают запрет на привлечение к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же проступок, а увольнение за совершение преступления должно осуществляться лишь в случаях, специально указанных в законе. Факт же осуждения к наказанию только в виде штрафа не может являться основанием для увольнения военнослужащих. Поэтому, как полагают заявители, оспариваемая норма противоречит конституционному принципу равенства, влечет неправомерное ограничение их права на труд (прохождение военной службы), социальных прав, права на жилище.
 
Позиция Суда
Военная служба представляет собой особый вид профессиональной деятельности по обеспечению обороны и безопасности государства. Она предполагает предъявление повышенных требований, в том числе, к морально-психологическим и иным личностным качествам военнослужащих. Поэтому возможно введение особых правил увольнения военнослужащих, не соответствующих установленным требованиям.
Увольнение военнослужащего возможно лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности. Неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков, если за них уже налагались взыскания, само по себе не является основанием для увольнения. Иначе допускалось бы двойное наказание за один и тот же проступок, и нарушались конституционные принципы равенства и справедливости.
Однако недобросовестное отношение к своим обязанностям, о чем свидетельствуют, в частности, неснятые взыскания, либо преступление может служить основанием для постановки вопроса о досрочном увольнении военнослужащего, как не соответствующего требованиям законодательства о военной службе. Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации на основе объективной и всесторонней оценки деловых и личных качеств военнослужащего. А сама аттестация, в том числе внеочередная, должна быть обязательным элементом порядка досрочного увольнения в указанных случаях. Дополнительной гарантией для военнослужащего является возможность обжалования выводов аттестационной комиссии вышестоящему командиру и в суд.
В законодательстве о военной службе закрепляются специальные основания увольнения военнослужащих за уголовные преступления с осуждением к лишению свободы (в том числе условно), лишению воинского звания или права замещать воинские должности. Они не препятствуют командованию досрочно уволить военнослужащего, которому по приговору суда назначено иное наказание, когда несоответствие предъявленным требованиям подтверждено аттестационной комиссией.
Между тем требование полноты и непротиворечивости правового регулирования предполагает определение срока, в рамках которого возможно применение данной меры. Таким образом, подпункт «в» пункта 2 статьи 51 закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой допускает увольнение в связи с совершением преступления или систематическими дисциплинарными проступками независимо от срока, прошедшего с момента вступления в силу приговора суда или последнего дисциплинарного взыскания.
КС обязал федерального законодателя определить срок, в течение которого может осуществляться увольнение военнослужащих в указанных случаях. До этого момента досрочное увольнение военнослужащих должно производиться до погашения или снятия судимости (в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, судимость погашается по истечении года после отбытия или исполнения наказания), или в пределах срока, по истечении которого последнее из дисциплинарных взысканий считается снятым (один год).
При этом оспариваемый пункт как основание для досрочного увольнения с военной службы признан не противоречащим Конституции РФ, так как предполагает увольнение лишь в случае, если совокупность дисциплинарных проступков или совершение военнослужащим преступления несовместимо с дальнейшим прохождением им военной службы, что должно быть подтверждено результатами аттестации.
Дела заявителей подлежат пересмотру в установленном порядке.
 
Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик ХOХРЯКОВА Ольга Сергеевна
Конституционный Суд 
Российской Федерации
 

Европейский суд по правам человекаКонституционный суд Российской ФедерацииКонституционные (уставные) суды субъектов Российской ФедерацииПрезидент Республики ДагестанНародное Собрание Республики ДагестанПравительство Республики Дагестан
  

Разработка, дизайн сайта, реклама и продвижение Разработка сайта
Bevolex
Почтовый адрес:

367000, г.Махачкала, пл. Ленина, 2
e-mail: ksrd@ksrd.ru
телефон/факс: +7 (8722) 67-20-69